Отправлено: 26.02.10 21:44. Заголовок: Джон Фишер- "О ЧЁМ ДУМАЕТ ВАША СОБАКА"
цитата:
Посвящается моим родителям, которым бывает трудно объяснить людям, чем я зарабатываю себе на жизнь; моей жене Лиз, чья поддержка помогла мне написать эту книгу, и моему сыну Джейсону, который всегда хотел, чтобы его имя попало в книгу.
Он самый верный в мире друг, Он светоч мне в пути, Хитер как бес, но сердцем чист, И смотрит, как дитя. В почете он у королей, Любимец королев, В работе – мастер, а в игре – Отчаянный трюкач. Оберегает всю семью, Хранит мое именье, И даром что не так велик, Достоин уваженья.
Майкл Ажиллоу
Эти стихи – прекрасное выражение восхищения МИЛЛИОНОВ людей теми животны-ми, с которыми они делят кров. «Он светоч мне в пути», – тут мы сразу же вспоминаем о со-баке-поводыре, ведущей слепого. «В работе – мастер», – это наводит на мысль о бордер-колли, пасущей овец. «Оберегает всю семью, хранит мое именье», – в воображении возника-ет образ немецкой овчарки, защищающей наши дома, или английской пастушьей собаки, ох-раняющей стада. Поскольку собаки способны решать все эти за дачи и еще множество других, мы склонны считать, что понимаем их и что они понимают суть работы, которую выполняют. Но понимаем ли мы собак на самом деле? Подозреваю, что нет. Что еще важнее, понимают ли собаки нас? Думается, и на этот вопрос ответ будет отрицательный. Если отказаться от привычных шаблонов и разобраться, чем является собака в действи-тельности, мы увидим, как глупо подходить с человеческой меркой к ее поведению. Иссле-дование собаки, попытка понять, что она собой представляет, и является целью этой книги. Если мы научимся понимать собак, узнаем, каковы мотивы их поведения и ценности, как происходит их обучение и почему они ведут себя так, а не иначе, то наше более глубокое знание всех этих вещей поможет нам установить с собаками более тесную связь, а благодаря этому мы будем получать гораздо больше радости от общения с собакой. Грустно, что хорошим, заботливым владельцам часто дают дурные советы. Недавно я рецензировал книгу, в которой утверждалось, что нужно тонкой бамбуковой палкой бить со-баку по морде, если она попытается идти впереди вас. Там предлагается еще и такой метод, чтобы отучить собаку брать угощение от посторонних людей: сунуть булавку в кусок мяса; булавка должна торчать из него примерно на полдюйма, и, когда собака ткнется в кусок но-сом, булавка слегка ее уколет. То же самое советуют проделать с помощью вилки: она уко-лет собачью пасть и не даст проглотить кусок. На обложке книги – внушающее благоговей-ный трепет название влиятельной организации, занимающейся собаками. Но при более вни-мательном изучении выясняется, что эти люди не имеют никакого понятия о мире собак. Книга красочно оформлена, продается по приемлемой цене. Моя разгромная рецензия не была опубликована, а книгу легко получить и в магазинах и в библиотеках. Что же делать заботливым хозяевам, если им предлагают подобные советы? Сам я зоопсихолог, специалист по поведению собак. Коренной причиной большинства проблем, с которыми ко мне приходят, является неправильное Понимание вполне нормаль-ного для собаки поведения. ' Разумеется, есть и плохие собаки – неуравновешенные, психи-чески неустойчивые, с проявлениями атавистических свойств. Но их не так много, как мож-но было бы предположить на основе статистики эвтаназии (усыпления). Не следует также обвинять исключительно хозяина всякий раз, когда собака ведет себя неприемлемо с точки зрения окружающих. Неверно, что «нет плохих собак, а есть плохие хозяева». Отчего же тогда у собак порой возникают проблемы поведения, которые на первый взгляд кажутся неисправимыми? Тому есть множество причин, как мы увидим в дальнейшем. Во всяком случае, нужно внимательно изучить информацию, с которой вы познакомитесь в этой книге, а уж потом решать, хозяин ли невежда, или его собака – экземпляр, резко отличающийся от прочих представителей породы, иначе говоря, выродок? Книга разделена на три части. В I части объясняется, почему собаки поступают опреде-ленным образом. Часть II посвящена наиболее распространенным причинам того, что мы все считаем проблемами наших собак, и методам, с помощью которых, как мне удалось устано-вить, эти проблемы можно решить. Часть III представляет собой справочник Для дрессиров-щиков, чьи собаки имеют какие-либо Отклонения в поведении. Как владелец и дрессировщик собак, участник и судья состязаний, я испытал как ра-дость, так и разочарование, работая с проблемными животными. Я знаю и то, что проблемы удается разрешить, только если мы постараемся понять, как получилось, что собаки привык-ли вести себя неприемлемым для нас образом. Только поняв, как учатся собаки, мы сможем приучить их подчиняться нашим коман-дам, а это, как вы узнаете из книги, совершенно не то же самое, что заставить их признать наши ценности. Чтобы разобраться как следует, нужно глазами собаки посмотреть на совме-стную жизнь собак и людей... Иначе говоря, необходимо встать на «точку зрения» собаки.
Отправлено: 26.02.10 21:45. Заголовок: Часть I Собаки. Кто..
Часть I
Собаки. Кто они? 1.Происхождение собак В моей книге записи посетителей значилось: «Понедельник, 9.00 – мисс Горт с ротвей-лером, кобелем в возрасте 2 лет, агрессивным по отношению к людям». «Какое замечательное начало новой недели», – помнится, подумал я, услышав, как ее машина въезжает на нашу автостоянку. В ту минуту я и не подозревал, насколько важным окажется этот случай, – ведь именно тогда мне удалось доказать, что для разрешения про-блем поведения у собак прежде всего необходимо установить коренную причину возникших сложностей, а не просто пытаться контролировать симптомы ее проявления. Выйдя навстре-чу посетительнице, я увидел такую картину: грузная дама лет семидесяти, отчаянно схва-тившись за ручку задней дверцы своего автомобиля, изо всех сил старается удержаться на ногах. Почему? Потому что в другой руке она держала поводок, который яростно натягивал огромный, чрезвычайно злобный на вид ротвейлер. Дело усугублялось тем, что его ярость определенно была направлена на меня. В голове промелькнули две мысли: «Устоит ли она на ногах?» и «Почему она, в ее-то возрасте, выбрала себе собаку таких размеров?» Ей все же удалось удержаться на ногах. Оказывается, собаку она не выбирала, а полу-чила в наследство. Мисс Горт была экономкой отставного армейского офицера. Руди, так звали пса, прежде принадлежал ему. Офицер умер, в своем завещании он оставил распоря-жение, чтобы мисс Горт получила дом и собаку. Он завещал также соответствующую сумму денег. Хозяин хотел умереть со спокойной душой – в уверенности, что его указания насчет Руди будут неукоснительно выполняться. А состояли они в том, что Руди должен получать все самое лучшее. Довольно скоро Руди стал неуправляемым, и мисс Горт подумала, что, вероятно, его нужно дрессировать. Но когда Руди стащил ее со стула, на котором она устроилась в моей приемной, и с глухим шумом опрокинул ее прямо на пол – всего лишь потому, что я встал со стула, чтобы приготовить нам по чашке чая, стало более чем очевидно, что Руди о дресси-ровке весьма невысокого мнения. К счастью, мисс Горт и теперь сумела удержать поводок. Я уверен, что Руди бросился вперед не для того, чтобы помочь мне сервировать стол. Особенность сложившейся в данном случае ситуации состояла в том, что Руди с момента смерти своего хозяина стал единствен-ным взрослым «мужчиной» в доме. Из-за исключительной силы и величины этого пса мисс Горт не могла обеспечить ему достаточную физическую нагрузку. А это было совершенно необходимо! Зато она педантично выполняла все указания бывшего хозяина, и Руди три раза в день получал разнообразные мясные продукты: свежий фарш, сердце, печенку и тому по-добное. Прежде чем что-то предпринять в отношении Руди, его следовало заставить подчи-няться. Это предполагало сочетание таких мер, как ограничение свободы его передвижения по дому и лишение его некоторых привилегий, которые он привык воспринимать как свои права; далее, изменение рациона, то есть перевод на сбалансированную диету, составленную так, чтобы у него в короткий срок поубавилось живости; потребовались и некоторые расхо-ды, чтобы нанять опытного человека, который смог бы обеспечить Руди регулярные упраж-нения на прогулке и больше умственной нагрузки. Этот последний совет, который я дал мисс Горт, имел своей целью ослабить ярко выраженную установку Руди на защиту своей терри-тории и, по моему мнению, позволял разумным образом потратить деньги, оставленные по-койным хозяином, – причем у Руди было все самое лучшее,– и не получать каждую неделю солидный счет от мясника. (Указанные рекомендации будут подробно обсуждены в даль-нейшем.) Уже спустя короткое время эта простая комбинация произвела замечательный эффект, и Руди оказался очень милым и ласковым гигантом, подобно подавляющему большинству представителей его породы – ротвейлеров. Если бы мы вздумали дрессировать его, чтобы решить проблему агрессивности, в то время как он пребывал в состоянии повышенной возбудимости, вызванной неправильным питанием и дефицитом физических и умственных нагрузок, то, при его стремлении домини-ровать, мы безусловно потерпели бы неудачу. Вполне возможно, что в процессе дрессировки мы были бы жестоко покусаны. В тот год я получил рождественскую открытку от мисс Горт, в конверт была вложена фотография Руди, стоящего на задних лапах у кухонной раковины, очевидно, во время умы-вания. Я думаю, снимок должен был продемонстрировать, что хозяйка в конце концов укро-тила своего приятеля. Проблема здесь состояла не в том, что Руди был агрессивен по натуре, а в том, что он просто вел себя агрессивно, и я надеюсь, что наш дальнейший рассказ убедит вас, что это разные вещи. По правде говоря, мне нравятся ротвейлеры, и я думаю, что они не заслуживают тех нападок, которым подвергаются в прессе. Среди многих факторов, способствовавших воз-никновению проблемы, был и такой: Руди в доме мисс Горт взял на себя роль лидера в стае «человек-собака» и вел себя в соответствии с тем, что он считал своими лидерскими обязан-ностями. Сначала может показаться странным то, что я говорю о домочадцах как о стае. Мы, люди, имеем на этот счет свое мнение, а вот собака воспринимает всех домашних именно так, потому что, как мы увидим в дальнейшем, самой природой собакам предназначена роль стайных животных. Такими они родятся на свет.
Отправлено: 26.02.10 21:46. Заголовок: Предки собак Чтобы ..
Предки собак
Чтобы понять поведение собак, необходимо познакомиться с поведением вида, от ко-торого они произошли. Изучив этот вопрос, мы сможем сформировать более четкое пред-ставление о том, почему собаки ведут себя так или иначе. Конечно, когда вы думаете о раз-нице в размерах, например, между догом и чихуахуа, трудно бывает представить себе, что обе породы произошли от одного предка. Однако имеется надежное свидетельство того, что сегодняшние собаки произошли, в основном, от одного вида, жившего в Северной Европе более десяти тысяч лет назад. Не исключено, кстати, и то, что в других регионах собака, ка-кой мы ее знаем, также эволюционировала из кочующих представителей того же самого ви-да. Размеры современных домашних собак различаются в зависимости от породы. Однако в 1937 г. Е. Дар обнаружил, что отношение длины морды к ширине верхней челюсти в ее са-мой узкой части составляет в среднем постоянную величину у всех собак. Это соотношение размеров черепа сегодня такое же, каким оно было и у собак в каменном веке. Далее Дар сравнил длину ряда коренных зубов с высотой нижней челюсти, и в результате оказалось, что и это соотношение осталось неизменным с древнейших времен. На основании этих дан-ных можно представить, что первоначально, в тот период, когда собаки были одомашнены, пропорции черепа у них всех были одинаковы и, следовательно, все собаки происходят от одного и того же предка. Этот вывод подтверждается еще и тем фактом, что у всех пород домашних собак про-порции черепа примерно одинаковы. Следовательно, разница между чихуахуа и датским до-гом лишь в форме и пропорциях тела, но это уже результат селекционной деятельности че-ловека. Если все собаки произошли от одного и того же предка, то остается выяснить только одно: к какому виду принадлежал этот предок. Был ли им волк (как думают многие ученые) или шакал? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить между собой оба вида и сделать вывод, основанный на чертах видового сходства, и тогда самым вероятным кандидатом на место праотца собаки становится волк. Прежде всего, сходны характеристики зубов собаки и волка, в то время как у шакала схема зубов отличается от схемы зубов собаки и волка. Примечательно, что в 1965 году Скотт и Фуллер, исследовав девяносто моделей пове-дения домашней собаки, обнаружили, что большинство их, за исключением девятнадцати моделей, свойственны и волку. Так называемые «вокальные паттерны», то есть звуковые сигналы, выражающие тревогу, радость, страх и т. д., у собаки и волка сходны, в то время как у шакала они совершенно иные. То же самое относится и к социальному поведению. На основании приведенных здесь данных представляется вероятным, что животное, на которое мы должны обратить особое внимание, – это волк.
Какой он, волк?
Волк – это стайное животное, живущее в очень прочной социальной структуре, внутри которой существует устойчивая иерархия. Волк-альфа – вожак стаи. Вопреки распростра-ненному мнению, он сохраняет за собой эту роль не тем, что регулярно проявляет агрессию по отношению к остальным членам стаи. Его авторитет поддерживается постоянными про-явлениями уважения (подчинения), которые демонстрируют ему остальные члены стаи. Ра-зумеется, если в стае есть многообещающий лидер, склонный к тому, чтобы бросить вызов авторитету вожака, тогда на повестке дня окажется подлинная агрессия, но такие вызовы – редкость. Обычно вся стая живет в гармонии, и человечество могло бы многому поучиться у волков, например тому, как надо уметь объединяться, чтобы выжить. По научным данным, жизнь одичавших собак очень похожа на жизнь волков и во многом они демонстрируют на удивление сходное поведение. Например, когда какая-нибудь волчица приносит волчат, очень часто еще у одной-двух самок в стае появляется молоко на случай, если родная мать детенышей погибнет. Точно так же у домашних собак очень часто случается ложная беременность, а был случай, когда у самки добермана появилось молоко, когда у соседской кошки родились котята. Нужно при-знать, что это редкий случай, но он показывает, как силен у собак материнский инстинкт. У волков ярко выражен рефлекс защиты территории: чтобы выжить, каждая стая долж-на отмечать границу своей территории мочой и экскрементами, оставляемыми в стратегиче-ски важных точках, и защищать эту территорию. Сходное поведение можно наблюдать по-вседневно у домашних собак, которые тоже метят свою территорию, несмотря на то, что от недостатка еды они не страдают и потому необходимость защищать территорию не столь ве-лика. А мы навязываем собакам общую территорию (площадку для выгула), тем самым мы заставляем их приспосабливаться к жизни в сообществе, вот потому и возникает так много сложностей, связанных с проявлением рефлекса защиты территории. А уж если встретятся две собаки с выраженными лидерскими качествами, которым их владельцы регулярно по-зволяли метить одну и ту же территорию, тогда начнется настоящее светопреставление. Осанка у волков и собак почти одинакова. Мы, люди, умеем распознавать очевидные сигналы, исходящие от наших собак, выражающие страх, агрессивность, удовольствие, под-чинение и так далее, но мы не способны воспринимать не столь явные знаки, которые пере-дает собака другой собаке, принимая определенную позу. Мы склонны по-своему интерпре-тировать то, что наша собака пытается выразить. Большинство людей одинаково расценивает радостное виляние опущенным хвостом у золотистого ретривера и виляние кончиком высоко поднятого хвоста у немецкой овчарки, что означает угрозу. Может быть, у вас золотистый ретривер, который виляет опущенным хвостом всякий раз, когда вы на него смотрите, вот вам и не понять, отчего это немецкая ов-чарка, которая виляла хвостом (высоко поднятым) и вроде бы казалась вполне довольной, укусила вас, когда вы подошли ее погладить. Недоразумения возникают из-за многообразия пород собак, с которыми мы ежедневно встречаемся, и нашего неумения правильно воспри-нимать их сигналы. Если бы мы держали дома их общего прототипа, то вскоре узнали бы, что первая поза означает подчинение и говорит: «Я не опасен, пожалуйста, приласкай меня!» – в то время как вторая явно выражает угрозу, говоря: «Только попробуй приблизиться – я тебя укушу!» Еще труднее понять собаку, у которой хвост отрублен (купирован). Поскольку современная собака – это, в конечном счете, животное, выведенное путем селекции, заводчики в течение многих лет интенсивно работали над теми качествами собак, которые представлялись им полезными, в некоторых случаях используя даже то, что было отклонением от нормы. Заводчики обеспечивали передачу этих качеств от поколения к поко-лению; возможно, по этой причине собакам свойственны некоторые модели поведения, ко-торые не встречаются у волка. На воле, предоставленные самим себе, некоторые из этих соз-данных человеком животных, возможно, не выжили бы; выживание самых приспособленных особей – крайне жестокое, но вместе с тем и весьма эффективное средство для сохранения и размножения только лучших представителей вида. Однако, сколько бы мы ни старались ге-нетически вывести признаки, размеры и облик породы, волчьи повадки сохранятся навсегда как неизменный инстинкт.
Отправлено: 26.02.10 21:46. Заголовок: Социализация в общес..
2.Как развивается умственная деятельность собаки
Животные всех видов проходят в своем развитии определенные периоды. У некоторых, в том числе у собак, начало некоторых из этих периодов, или фаз, предсказуемо с точностью почти до дня. Знание о существовании критических периодов развития у собак может по-мочь лучше понимать их поведение. Например, часто встречаются собаки с проблемами по-ведения, коренной причиной которых было невежество заводчиков. Оно наступает, если со-баку держать в конуре до достижения ею возраста четырнадцати недель или больше. Если в дальнейшем собаку продадут для домашнего содержания, она окажется таким животным, которое вряд ли захочется держать. Такие собаки не в состоянии справляться со стрессовыми ситуациями и не могут по-настоящему найти свое место рядом с людьми. Их «страсть на всю жизнь» – другие собаки, а все лишь потому, что они пропускают жизненно важный период социализации в человеческом обществе. Они уже слишком приспособлены к жизни среди собак и недостаточно подготовлены к жизни среди людей. Другая крайность – когда щенков отбирают у матери слишком рано, в некоторых слу-чаях в возрасте четырех-пяти недель. Причина последующих проблем в том, что щенок так и не научился быть собакой. Упущен критический период – период социализации в обществе собак. Вырастая, такие щенки часто становятся агрессивными, потому что так и не научи-лись общаться с другими собаками, т.к. рядом не было матери, чтобы обучать их в течение первых, определяющих развитие, недель жизни. Эти два критических периода жизненно важны с точки зрения формирования темпера-мента собаки. Слишком много людей приписывают проблемы поведения собак наследствен-ному темпераменту, подразумевая, что тут, дескать, ничего нельзя поделать, потому что темперамент передается с генами отца или матери. Чаще всего это просто ерунда. Объявить встревоженному владельцу собаки, что поведение, вызывающее тревогу, является наследст-венным, – великолепная отговорка для кинолога, которого просят помочь исправить поведе-ние собаки, а он не знает, как это сделать. Конечно, бывает, что поведение собаки непосредственно обусловлено генетическими факторами, но в большинстве случаев, поведение можно объяснить некоторыми условиями окружающей среды, и, следовательно, оно не было и не будет передано по наследству. Пове-дение суки может передаваться щенкам путем подражания. Например, сука, стремящаяся быть лидером среди домашних, рычит на всех, кто приходит взглянуть на ее щенков. Щенки часто подражают матери, и такое поведение легко приписать наследственности. Однако если бы вы понизили ранг суки в смешанной стае «люди -собаки», она бы не рычала на тех лю-дей, которых вы к ней и щенкам подпустили, тогда и щенки восприняли бы уважительное отношение к вашему решению. Важно отметить, что в возрасте от четырех до семи недель щенки развиваются с ог-ромной скоростью – настолько быстро, что уже к семинедельному возрасту их мозг излучает такие же волны, как и у взрослых особей, и, следовательно, они способны учиться на приме-рах. Влияние окружения сейчас только начинают широко признавать как весьма реальную причину некоторых проблем поведения, но наличие критических периодов развития было установлено уже много лет назад. В 1963 году Кларенс Пфаффенбергер написал книгу под названием «Новые сведения о поведении собак». В своем введении Пфаффенбергер писал: «Для меня собачья семья явля-ется самой интересной семьей в животном мире, если не считать человеческую семью. Во многом собака очень схожа с человеком, настолько, что иногда мы можем наилучшим обра-зом изучить наше собственное поведение, изучая поведение собак, особенно щенков». Это верно, потому что поведение собаки по отношению к своей человеческой семье (владельцам) так похоже на поведение ребенка по отношению к своим родителям. Взаимоотношения суки и щенков мало отличаются от взаимоотношений матери и детей. «Новые сведения о поведении собак» – это, в основе своей, история о том, как Пфаф-фенбергер получил задание найти идеального щенка, чтобы вырастить из него идеальную собаку-поводыря. Однако исследования, которыми он руководил в конце 1950-х годов, име-ли гораздо большее значение – Пфаффенбергер установил следующие критические периоды развития, общие для всех собак:
Неонатальный период развития (от 0 до 13 дней)
Именно в это время, по мере того как развиваются органы чувств щенка, он учится быть собакой. Сначала, когда щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение совершенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развиваю-щиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положи-тельного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся действовать по-собачьи. Например, они исследуют стенки своего жилища и затем карабкаются по ним наверх, как это делают кошки. Когда попытка заканчивается падением на спину, из этого отрица-тельного опыта щенки узнают, что не могут лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они могут наткнуться на однопометника (другого щенка) и впер-вые заняться игрой, вернее, возней, которая впоследствии станет игрой, или вместе с ним устроиться спать. Положительный опыт, приобретаемый таким образом, гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться, как собаки.
Социализация собаки (от 14 до 49 дней)
Чем больше щенки становятся похожими на собак, тем более целенаправленной стано-вится их первоначально беспорядочная возня. Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их мать-природа, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение боли. Фак-тически единственная цель, ради которой им даны зубы, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоты или других занятий взрослой собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые челюст-ные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться регулировать силу уку-са. Укусив за ухо однопометника, они слышат его визг и благодаря этому узнают, что укуси-ли слишком сильно. В этот период мать постепенно перестает кормить щенков своим молоком (у одних сук материнское начало выражено сильнее, чем у других, и, следовательно, это происходит в разное время). Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно. Таков один из путей знакомства щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обществе. К сожалению, некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку (в котором она на самом деле распознала и подавляет особенное стремление к до-минированию), зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне способна убить его. В результате они изолируют щенка от матери или даже забирают его из помета и выкармливают искусственно. В действительности очень редко случается, чтобы мать убила щенка в этот период его развития. К тому же очень важно, чтобы все это время щенки оста-вались со своими сородичами, тогда они станут уравновешенными «личностями» (взрослы-ми собаками). Не позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выражен-ным стремлением к лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со щенком «подарит» ему массу проблем. Основная функция этого периода социализации у собак состоит в том, чтобы щенок научился регулировать силу укуса, общаться с другими собаками, устанавливать иерархию, и, что также жизненно важно, он вступает в контакт с человеком. Заводчики должны регу-лярно брать щенков на руки, нежно переворачивать, проверять глаза, уши, зубы, лапы и про-чее. Делая это, они не только дают щенкам приятный опыт общения с человеком, они также заставляют щенков пережить легкий стресс, что поможет им сформировать устойчивость к стрессу в дальнейшем. Щенки, которым дали возможность завершить данный период в обществе матери и других щенков, постоянно ощущая тепло и защищенность, и, кроме того, приобрести опыт контакта с людьми, вырастая, обычно становятся хорошо приспособленными к жизни взрос-лыми собаками.
Отправлено: 26.02.10 21:50. Заголовок: Социализация в общес..
Социализация в обществе людей
Научившись в первый период своего развития быть собаками среди собак, щенки должны теперь научиться быть собаками в человеческом окружении. Идеальный возраст, когда можно брать щенка из помета – семь недель (49 дней). В это время хорошо провести серию не вызывающих стресса тестов, которые помогут определить вероятный темперамент и характер каждого щенка, когда он вырастет. Те самым можно бу-дет правильно подобрать щенка для семьи, в которую его намерены отправить. Проверке подвергается генетический потенциал щенка, который у разных собак будет различным. Ес-ли проверку проводить в более поздний период развития, то на ее результат может повлиять воздействие среды, то есть условия жизни и воспитание. Все зависит от компетентности за-водчика. Множество владельцев утверждает, что не они выбирали своих собак, а собаки выби-рали их. Когда они приехали посмотреть на щенков, их песик просто растолкал всех осталь-ных и бросился к ним. Заводчик им рассказал, что именно этот щенок всегда был первым у миски с едой и рос более крупным и сильным, чем другие, потому что с самого рождения всегда присасывался к самому молочном) паховому соску (он расположен в паховой облас-ти). К этому времени заводчик уже знает, что этот щенок самый смелый в помете – настоя-щий лидер. Вот такой первый выбор, сделанный собакой, а не человеком, как правило, ста-новится первым в ряду множества решений, которые и в дальнейшем собака будет прини-мать вместо хозяина. Почти все знают, что неразумно выбирать самого маленького щеночка, сжавшегося от страха в углу комнаты, на которого не обращают внимания другие щенки. Многие люди все же позволяют взять чувствам верх над разумом и из жалости берут в дом именно этого щен-ка. Но мало кто способен предвидеть проблемы, которые могут возникнуть из-за того, что они взяли в дом щенка, который «выбрал их». Если вы хотите, чтобы у вас была легкоуправ-ляемая, благовоспитанная собака, любимица семьи, вам следует выбрать достаточно уверен-ного в себе, но не слишком нахального щенка. В идеальном случае именно заводчик должен решить, во-первых, относитесь ли вы к тому типу владельцев, которому он хотел бы доверить одного из щенков, и, во-вторых, пра-вильно оценить атмосферу вашего дома, определить, какой именно щенок будет лучше всего соответствовать ей. Годами создавались разнообразные тесты для оценки пригодности щенков к опреде-ленным видам службы. Например, Пфаффенбергер разработал тесты для отбора щенков, ко-торые наиболее перспективны для ответственной службы в качестве собаки-поводыря. В 1975 году Уильям Кэмпбелл создал тесты для отбора щенков, которые лучше всего подходят для Удержания в семье. Эти тесты могут быть полезны заводчикам, если они хотят прода-вать щенков для содержания в семье. Само собой разумеется, что тесты должны проводиться компетентным специалистом, которого (в идеальном случае) щенки никогда не видели. Тест должен проводиться в незна-комом щенкам помещении и в такое время дня, когда они наиболее активны. Каждый щенок проверяется отдельно – это поможет избежать искажений, потому что противном случае на результат повлияет уверенность, которую может придать щенку присутствие собратьев. Тес-ты проводятся по пяти отдельным сферам поведения. По каждой из них проверяющий дает оценку следующим образом: • Сильный лидер 1 балл • Лидер 2 балла • Послушный 3 балла • Очень послушный 4 балла • Независимый 1 балл 5 баллов Собаки, у которых в основном «единицы», возможно, подойдут для охранно-розыскной службы, при условии, что у них будет опытный проводник и собак способна к подобной ра-боте по своим физически данным. Ни при каких обстоятельствах собаку такого типа нельзя продавать неопытному человеку для содержания в семье. Комбинации из «двоек» и «троек» с преобладанием «двоек» указывает на возможность вырастить из щенка с такими баллами хорошую служебную собаку. Они же, то есть те, у ко-го «двойки» и «тройки» с преобладанием «двоек», могут быть и домашними собаками, но желательно, чтобы они попали к опытным людям в семью без детей или с детьми старшего возраста. Собаки, у которых преобладают «тройки», а «двоек» мало, подойдут для семей с деть-ми младшего возраста. «Троечники» и «четверочники» должны попасть в очень чуткое и спокойное окружение. Щенок, набравший много «четверок», легко может стать собакой, ко-торая кусается от страха. Собаки, которые получают главным образом «пятерки», вполне благополучно будут жить в питомнике, но вряд ли смогут стать домашними собаками, которые доставляют ра-дость своим хозяевам.
Тесты нужно проводить следующим образом:
1. Стремление к общению. 2. Щенка ставят на пол в середине помещения, где проводится испытание, далее тестирующий должен привлечь его внимание и побудить подойти поближе, заманивая в глубь незнакомой комнаты. Готовность подойти, повадка и позы, которые щенок продемон-стрирует приближаясь, и его отношение к тестирующему – все следует учитывать. Если ще-нок подходит с готовностью, держит хвост высоко, прыгает и кусает руки тестирующего, он получает один балл. Если подходит неуверенно, поджав хвост, а то и делает лужицу, он по-лучает четыре балла. Если щенок игнорирует тестирующего и занимается своими делами, то он получает пять баллов. 3. Преследование. 4. Погладив щенка за то, что он подошел, или подойдя к нему и погладив, если он сам не подошел, тестирующий отходит от щенка и наблюдает, насколько охотно тот идет следом. Щенок с задатками сильного лидера пойдет за ним охотно, может быть, он будет за-бегать вперед и путаться под ногами или даже попытается кусать за ноги. Очень покорного щенка придется ласково уговаривать, и, возможно, он пойдет следом, но неравномерно, па-дая на спину всякий раз, когда тестирующий останавливается или наклоняется, чтобы его погладить. «Пятерочник» по-прежнему будет заниматься своим делом. 5. Принуждение (ограничение свободы). 6. Тестирующий осторожно переворачивает щенка на спину и удерживает его в этом положении в течение приблизительно тридцати секунд. Оценка, которая в этом тесте составляет от одного до четырех баллов, будет зависеть от того: 7. а) сопротивлялся ли щенок яростно, стараясь укусить; 8. б) просто сопротивлялся, но не кусался; 9. в) сопротивлялся, но постепенно успокоился; 10. г) не сопротивлялся и лизал руку тестирующего. 11. Социальное лидерство. 12. Области головы, шеи и плеч у собаки – зоны, определяющие лидерство. Пона-блюдайте за встречей двух собак, занимающих высокое положение своем окружении, и вы наверняка увидите, что собака, занимающая более высокое положение (или претендующая на него), кладет лапу или подбородок на холку другой собаки. Присев на корточки, тести-рующий должен погладить щенка «твердой» pyкой от головы до холки и продолжать гладить в течение примерно тридцати секунд. Один балл получает щенок, который противится, на-пример, рычит и пытается изменить ситуацию доминирования на противоположную, прыгая на тестирующего. «Четверочник», вероятно, сожмется в комок и сделает лужицу, «пятероч-ник» просто уйдет прочь, полностью игнорируя все происходящее. 13. Воздействие высоты. 14. Нагнувшись и сложив руки в колыбель под брюшком щенка, тестирующий бе-режно поднимает щенка на высоту нескольких дюймов от пола и держит его в таком поло-жении в течение примерно тридцати секунд. Тестирующий полностью контролирует ситуа-цию, а щенок попадает в положение полной зависимости. То, как щенок воспринимает про-исшедшее – оказывает сопротивление или покоряется – определяет оценку от одного до че-тырех баллов. Как и в третьем испытании (ограничение свободы), невозможно выставить оценку в пять баллов, поскольку щенок лишен возможности продемонстрировать свой неза-висимый характер. В шестинедельном возрасте щенок, в сущности, «чистый лист», за исключением неко-торых приобретенных повадок. То, как реагируют щенки, показывает нам их истинный гене-тически обусловленный потенциал. Позднее среда, в которой они будут расти, вероятно, как-то повлияет на их темперамент, окончательно формирующийся к моменту достижения взрослого возраста (зрелости), но, правильно оценив их потенциал в шестинедельном воз-расте, заводчик может затем сделать так, чтобы щенки отправились к подходящим для них хозяевам. Когда щенок попадает в свою новую семью, важно, чтобы все контакты с людьми, включая посторонних и гостей, были приятными. Новые хозяева должны, насколько это воз-можно, не бранить щенка и не применять никаких физических наказаний. Период с восьмой по одиннадцатую неделю известен также как период запечатления страха. Если в это время щенок испытает страх или получит травму это вполне может при-вести к тому, что связанные с чувством страха обстоятельства глубоко запечатлеются в па-мяти щенка и искоренить страх будет очень трудно. Новый владелец должен осознавать осо-бенности этого периода в развитии щенка и стремиться избегать любых травмирующие си-туаций. В это время вполне можно нанести визит ветеринару, на прием к нему стоит запи-саться хотя бы для того, чтобы он приласкал щенка, угости чем-нибудь и отпустил домой. Период определения ранга (от 12 до 18 недель). В этом возрасте щенки начинают пре-вращаться в молодых взрослых собак. Их уверенность в себе в знакомой обстановке растет: они начинают позволять себе вольности, а иногда им даются такие права, которых они не получили бы, если бы все еще оставались с матерью и однопометниками, в стае диких собак или волков. Мы, люди, смотрим на двенадцати– шестнадцатинедельную собаку как на щенка и, следовательно, мы более терпимы в отношении некоторых вещей, которые он делает. Мы прощаем щенку то, чего не потерпели бы с взрослой собаки. Однако мы должны сознавать, что собаки развиваются быстрее, чем люди, и точно так, как мы не потерпим бесцеремонно-сти ребенка десяти-двенадцати лет, нам не следует мириться с нахальным поведением две-надцати-шестнадцати недельного щенка. Этот период также известен как возраст, когда режутся зубы и рвется связь с матерью. Иными словами, щенки становятся гораздо более уверенными в своих возможностях и впер-вые пытаются установить своего рода иерархию в смешанной стае «люди-собаки», в которой они живут. В течение ряда лет доктор Ян Данбар проводил в Калифорнии исследования того, каким образом социализация щенка в возрасте от двенадцати до шестнадцати недель в среде собак и в обществе людей может благотворно повлиять на поведение взрослой собаки. В идеале социализация включает щенячий детский сад, где маленькие собаки учатся не бояться больших собак, а большие собаки знают, как вести себя в присутствии маленьких. Во время специальных занятий молодых собак готовят к тому, что им придется испытать в жизни, на-пример к медицинским осмотрам когтей, ушей, глаз, носа, анальных желез и так далее. Всю семью, включая детей, приглашают посетить эти классы, где детей учат тому, как дрессиро-вать своих молодых собак, чтобы они подходили на зов, оставались на месте, следовали за хозяином и так далее. В то же время молодые собаки узнают, что общество беспокойных, шумных, подвижных, но предсказуемых в своих поступках детей – это приятная компания, а не сборище тех, кого следует бояться или, что еще важнее, от кого нужно защищаться. Возраст от двенадцати до восемнадцати недель был выбран по следующим причинам: 1) двенадцать недель – это, пожалуй, самый ранний возраст, когда ветеринары могут позволить владельцам пускать щенков к другим собакам (это вязано с прививками, которые нужно делать всем молодым щенкам). 2) восемнадцать недель в развитии собаки время, когда в ее организме происходят ог-ромные изменения: у кобелей начинает возрастать уровень тестостерона, при этом начинает меняться не только их отношение к другим собакам, но и ношение других собак к ним, коро-че говоря, они не щенки. Занятия в щенячьем детском саду становятся все более популярными. Результаты ис-следования удивительны. Щенки, посещавшие занятия, вырастая в самом деле становятся превосходными собаками. Они редко вступают в драки с другими собаками, редко ведут се-бя агрессивно по отношению к хозяевам и другим людям, а ветеринары считают, их гораздо легче лечить.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет